Spectrasonics ALL. Часть 1 Достаточно широко известные VST-инструменты от Spectrasonics - Atmosphere, Trilogy, Stylus и Stylus RMX - до сих пор являются предметом горячих и крайне противоречивых дискуссий на музыкальных форумах.
Главная проблема для пользователей Atmosphere, Trilogy и Stylus - это вопрос размещения программных *.dat-файлов и корневых библиотек Stylus RMX (Core Library) на жестких дисках, не являющихся загрузочными.
Многоуважаемый Stylus RMX почему-то вообще не желает корректно устанавливаться. Если же вдруг и встанет случайно, то не хочет видеть свои же банки звуков, не говоря о дополнительных библиотеках. Ну и повальную головную боль вызывает процесс обновления всех инструментов Spectrasonics. Бесчисленные ошибки, трудности установки и реинсталляции, вовремя невоплощенные в жизнь музыкальные шедевры и отвратительное настроение - итоги первого знакомства с программами. В более тонких вопросах, типа автоматизации или управления по MIDI, кроме реальных профессионалов (не путать с чинами и рангами форумов!), вообще разбираются единицы. Читать же руководства, видимо, является признаком дурного тона, как и знание начального английского, хотя бы в школьных пределах. Что ж, попробуем разобраться...
Исчерпывающие сведения об инструментах и системных требованиях вы можете получить на официальном сайте www.spectrasonics.net, поэтому ограничимся кратким описанием. Это виртуальные инструменты для PC и Mac OS, работающие как программные приложения ко всем основным VST-хостам: Logic, Digital Performer, Pro Tools, Cubase SX, Ableton LIVE, Nuendo, Fruity Loops, Acid Pro и некоторым другим, включая Cakewalk Sonar. Общий объем занимаемого на диске места для Atmosphere, Trilogy, Stylus с апдейтами, а также Stylus RMX с дополнительными библиотеками - порядка 25 Гб.
Инсталляция Spectrasonics Atmosphere в Windows:
1. Вставьте Atmosphere Disc 1 в CD-ROM drive.
2. При включенной функции "автостарт" (применительно к CD-ROM), незамедлительно появится сообщение: "This will install Atmosphere. Do you wish to continue?" Транслит: "Будет установлена Atmosphere. Вы желаете продолжить?" Если этого сообщения не появилось или функция "автостарт" отключена, откройте "My Computer", дважды кликните на иконку CD и запустите "setup.exe" вручную.
3. Нажмите "Yes", когда начнет работать Atmosphere Setup Wizard.
4. Нажмите "Next", когда появится License Agreement (лицензионное соглашение). Оно содержит ответы (an English, конечно) на некоторые FAQ"s. Уделите немного времени его прочтению - там есть полезные вещи, затем жмите "Yes" для начала инсталляции Atmosphere.
5. Далее появляется окно: "Select Destination Directory" - выберите директорию назначения. По умолчанию это "C:/Program Files/Spectrasonics/ Atmosphere", но можно выбрать и любую другую директорию.
6. Нажимайте "Next", подтверждая создание папки в стартовом меню - "Select Start Menu Folder". "Spectrasonics/ Atmosphere" - по умолчанию, хотя, опять же, можно переназначить путь, если требуется.
7. Нажимайте "Next" , подтверждая готовность к инсталляции - "Ready to Install" . Это резюмирует ваш выбор папки назначения и папки стартового меню. Если вы уверены в своем выборе - кликните "Install", если нет - вернитесь в предыдущее окно - "Back".
8. Процесс инсталляции будет отображен в progress bar. Он короток. Будут установлены файлы Atmosphere.dll; unins000.dat; unins000.exe в директории "C:/Program Files/Spectrasonics/ Atmosphere" и копия файла Atmosphere.dll в "C:/Program Files/Steinberg/Vstplugins".
9. После этого появится графическое изображение Atmosphere - интерфейс программы. Это следующая стадия установки - Stage 2: "Data file Joiner" - начало инсталляции непосредственно файла *.dat (3.7Гб), т.е. звуковых данных, необходимых для игры на Atmosphere. Нажимайте "Next".
10. Появится предложение выбора папки для *.dat-файла - "Browse for Folder". На этом этапе вы можете выбрать абсолютно любую папку на любом диске и кликнуть "OK".
Примечание 1: После данного выбора и установки программы вы не сможете изменить местоположение данной папки (называться она будет "Atmosphere Data"). Точнее, изменить-то сможете, только Atmosphere тогда играть не будет. Для помещения *.dat-файла в другую директорию необходимо будет полностью удалить программу, инсталлировать заново и указать новую папку/диск - см. п. 9. Это примечание касается только версии 1.00.
Примечание 2: Spectrasonics TEAM позднее учли пожелания пользователей и выпустили в свет утилиту SpectraMove, при помощи которой можно перемещать *.dat-файлы в любых направлениях (в пределах одного компьютера). Эта утилита также предоставляет возможность восстановления (Repair) нужного *.dat-файла и записей системного реестра для правильной работы программ.
Но продолжим установку.
11. Если диск, который вы выбрали, не будет иметь достаточно места для установки 3.7 Гб-файла *.dat, будет получено сообщение: "This disk does not have room for the 3.7 gigabyte datafile. Please select another disk." Транслит: "Диск не имеет свободного пространства для размещения дата-файла. Пожалуйста, выберите другой диск". Так что заранее определитесь - куда ставить.
12. Если же места предостаточно, индикатор выполнения (progress bar) по мере закачки данных на хард-диск будет медленно (около 45-60 мин.) продвигаться, периодически уведомляя о необходимости вставки следующего диска, соответственно, со 2-го по 6-й.
13. После окончания копирования 6-го диска, будет получено сообщение о завершении инсталляции. Нажмите "Finish" для выхода из установщика. Перезагрузка не требуется.
Перемещение Atmosphere.dll-файла
Вы можете перемещать или копировать Atmosphere.dll-файл в любой VST plug-in folder по желанию, как и выбрать host-аппликацию для использования Atmosphere. Инсталлер создает оригинальный Atmosphere.dll в "C:/Program Files/Spectrasonics/ Atmosphere" (если ваша установка производилась, следуя значениям по умолчанию). По утверждению разработчиков, совместимыми с Windows хостами VST являются: Cubase SX, SX2, SX3, Nuendo 1-3, Logic 5.5.1 и выше, SONY Acid Pro 4.0 и 5.0, Orion Pro 5, Fruityloops Studio 4.x, SAWStudio, Tracktion, Muzys, V-STack, Chainer, PlogueBidule, JeskolaBuzz, Ableton Live 4, а также Cakewalk Sonar 2.1 и выше и Project 5, использующие Cakewalk VST Adapter 4.
Инсталляция Spectrasonics Trilogy v.1.00 и Spectrasonics Stylus v.1.00 идентична вышеописанной, включая примечания и принцип перемещения *.dll-файла. Места на диске требуется для каждой из программ более 3 Гб. Для Stylus, помимо основного банка звуков и *.dll, будет установлена библиотека GC (Groove Control). По сути - это те же MIDI (*.mid)-файлы, которые можно редактировать на свое усмотрение и вкус, воспроизводящие барабанные петли (Loops) под чутким руководством Stylus. По умолчанию библиотека GC будет установлена в "C:/Documents and Settings/All Users/Start Menu/Groove Control".
Установка обновлений для Atmosphere v.1.2, Trilogy v.1.2 и Stylus v.1.1
Рисунок 1
Как правило, при первой наивной попытке обновления пользователь получает сообщение: "Unable to get the name of the Atmosphere.dat file" - "Невозможно задействовать файл Atmosphere.dat (либо Trilogy.dat: Stylus.dat)". Поэтому первое, что потребуется для установки обновлений для всех инструментов Spectrasonics (исключение составляет лишь Stylus RMX), это крохотная, но продуманная утилита SpectraMove (всего 36.0 Кб).
Без нее ничего не выйдет, по крайней мере, на бытовом пользовательском уровне (т.е. не заходя в системный реестр). SpectraMove крайне легка в использовании. Достаточно просто запустить ее, чтобы в верхнем окошке увидеть уже установленные инструменты Spectrasonics и местоположение *.dat-файлов. Необходимо выбрать имя обновляемого инструмента (пусть будет Atmosphere) и в нижнем окошке указать место, куда *.dat-файл Atmosphere должен быть перемещен. Разработчики рекомендуют просто перезаписать файл, т.е. указать в нижнем окне то же место, где он и находится - "C:/Program Files/Spectrasonics/ Atmosphere/Atmosphere Data". По умолчанию, утилита раскрывает броузер выбора именно на оригинальном *.dat-файле, но вообще можно переместить его, куда душа пожелает. Все эти операции необходимы для внесения изменений в соответствующие записи системного реестра. Далее кликнуть "Finish". Файл будет перезаписан или перемещен в новое указанное место.
Запускаем Atmosphere 1.2 VST Updater (рис. 1), следуем инструкциям на экране, это очень просто. Завершив обновление, идем в "C:/Program Files/Steinberg/Vstplugins". Updater создает и использует именно эту структуру для новых файлов. Там будут созданы: обновленный Atmosphere.dll и ярлык к оригинальному Atmosphere.dat.
Если рабочей папкой не является "C:/Program Files/Steinberg/Vstplugins", то из нее необходимо вырезать (Ctrl+X) два указанных файла (ярлык и *.dll) и вставить (Ctrl+V) в фактическую папку Vstplugins вашего секвенсера. Сам *.dat-файл можно не трогать, он по-прежнему останется в "C:/Program Files/Spectrasonics/ Atmosphere/Atmosphere Data". В директории "C:/Program Files/Spectrasonics/ Atmosphere" также появится ярлык к Atmosphere.dat и новый Atmosphere.dll (3,35 Мб).
Если Вы используете Cakewalk Sonar или Project 5, то необходимо перезапустить Cakewalk`s Adaptor 4.
Аналогично производятся обновления для Trilogy и Stylus.
Эти обновления включают в себя несколько новых особенностей, прежде всего для удобства пользования, а также поддержки профессиональных рабочих стандартов при выпуске современной музыкальной продукции. И Atmosphere, и Trilogy теперь могут использовать синхронизацию, что позволяет амплитуде LFO быть при надобности подчиненной общему темпу трека и/или рабочего листа. Когда кнопка SYNC включена, амплитуда модуляции LFO выражена в определенных длительностях нот, соответствующих нужному квантованию (Quantise Notes) - 1/16, нота с точкой (пунктир), триплет и т.д. Значения можно видеть в маленьком окошке слева от Patch Selection при повороте регулятора Rate в блоке LFOs. Чтобы настроить работу эффекта, амплитудная модуляция LFO должна быть назначена на определенный источник в Modulation Matrix: Pitch/Filter/Amp/Pan. Управляющий контроллер выбирается нажатием левой кнопки мыши на значок (кнопку) источника (рис. 2). Любой из источников Pitch/Filter/Amp/Pan может быть назначен на pitch-bend или modulation whells внешнего MIDI-контроллера (синтезатора). Можно задействовать и функцию aftertouch, если имеется поддержка таковой. Значения также могут быть проставлены вручную в соответствующих листах MIDI-редакторов.
Рисунок 2
Когда вы экспериментируете с режимом синхронизации LFO, помните, что LFO 1 и 2 синхронизированы по скорости (Rate) с темпом произведения и повторно срабатывают с нажатием каждой последующей ноты. LFO 3 и 4 имеют независимую постоянную амплитуду и вплоть до снятия ноты подчинены исключительно своим настройкам. Регулировка уровней Pitch/Filter/Amp/Pan (кроме MIDI-сообщений) осуществляется поворотом регуляторов под соответствующими кнопками, значения отображаются в окошке слева от Patch Selection. Перевод значений с плюса на минус - нажатием левой кнопки мыши на горящие под кнопками индикаторы. Голубой цвет индикатора - плюс, желтый - минус.
После обновления появляется поддержка рабочих листов (проектов) с параметрами до 32 bit-192 kHz (при соответствующих параметрах звуковых карт). Обновлен RTAS-HTDM (для ProTools) plug-in. Устранены проблемы совместимости с платформой Windows на P4. Ошибка работы панорамирования LFO 3&4, "потрескивающая" на некоторых системах, устранена. Исправлена ошибка поддержки педали Sustain в Cakewalk Sonar. Улучшена совместимость со многими хостами и оптимизирована общая работа программы, облегчена нагрузка на CPU при одновременном задействовании нескольких MIDI-треков Atmosphere и/или Trilogy и/или Stylus с разными патчами (тембрами) и настройками.
Примечание: на Stylus v.1.1 модуль синхронизации LFO не предусматривается. Но кнопки блока Pitch/Filter/Amp/Pan в Modulation Matrix также полностью могут быть переназначены на любой из доступных управляющих контроллеров. Об этом чуть позже.
Для любителей передвигать *.dat-файлы наконец-то пришел праздник. После обновления ярлыки к ним распознаются программами, разрешая пользователю помещать оригинальные *.dat-файлы где угодно на жестких дисках. Утилита SpectraMove для перемены местоположения этих файлов больше не требуется. Если необходимо, чтобы расположение *.dat-файла находилось где-то в другом месте, можно создать ярлык к нему в рабочей папке Vstplugins вашего секвенсера после установки *.dat-файла в новом месте. Учтите, что если *.dat-файл или ярлык к нему не установлены или установлены неправильно, программы Spectrasonics будут не в состоянии найти свои банки звуков и вы получите сообщение об ошибке: "UVI Engine Error, could not load .dat file", открывая программы в своем хосте.
Для того, чтобы сделать Ярлык к *.dat-файлу, правой кнопкой мыши нажмите на оригинальный *.dat-файл, размещенный по вашему усмотрению, затем выберите "Отправить" ("Send") > Рабочий стол (создать ярлык). Удалите слова "Ярлык к" от имени файла, вырежьте файл (Control+X) и вставьте (Control+V) в рабочую (фактическую) папку Vstplugins. На Windows XP Service Pack 2 это делается еще проще. Прямо в папке, где расположен *.dat-файл, правой кнопкой мыши нажмите на него и на всплывающем меню выберите команду "Создать ярлык" (в этой же папке). Вырежьте ярлык, поместите в Vstplugins и удалите слова "Ярлык к" от имени файла. Совсем простой вариант: копировать непосредственно сам *.dat-файл, а перейдя в папку Vstplugins выбрать команду "Вставить ярлык". Удалить слова "Ярлык к".
Как только вы установили файлы должным образом, можете открывать программы Spectrasonics в секвенсоре и начинать процесс создания музыки.
Окончание статьи читайте в следующем номере.
Станислав Фоминенко