Музыка - это математика Создавать музыку при помощи компьютера, как минимум, интересно. Процесс рождения новой мелодии или экзотического звучания чрезвычайно увлекателен, а с появлением современных технологий еще и достаточно прост для того, чтобы любой новичок со временем постиг искусство извлечения нот из компьютера.
Программные средства, представленные на рынке, дарят почти безграничные возможности каждому желающему быть вовлеченным в процесс музыкального творчества, и без разницы, кто он: искушенный композитор, саунд-дизайнер, экспериментатор или просто человек, который где-то услышал потрясший его музыкальный отрывок и теперь хочет сделать нечто свое. Единственное, что нужно: креативность, компьютер и, в ряде случаев, дополнительное оборудование.
Предположим, что все необходимое имеется, а дело встало за выбором подходящего ПО и нескольких советов, от которых можно было бы оттолкнуться. В статье "Музыка - это математика" я расскажу как раз об этом, а помогать мне будет приглашенный эксперт Пею Солаков (П.С.).
Пею Солаков, профессиональный музыкант и композитор, работает, по большей части, в сфере компьютерных развлечений. За последние 2 года выпущено около 9-ти мультимедийных продуктов, в разработке которых он принимал непосредственное участие.
Вначале мы разберемся с общими вопросами терминологии, комплектации "компьютерной студии" и выделим основные типы желательного ПО, обязательно рассказав о каждом. Затем мы предложим список заслуживающих внимания программ с описанием, комментариями и рекомендациями. А в заключении предложим ряд наборов ПО ("bundles") для разных нужд, учитывая, помимо прочего, и ценовой фактор.
Терминология
При написании данного материала автор был вынужден довольно часто прибегать к использованию специфических слов и словосочетаний, которые, в принципе, известны любому, кто хоть чуть-чуть знаком с миром музыкального продакшена, и не носят явного терминологического характера, но краткой расшифровки все равно требуют.
Music production platform (платформа музыкального производства) - программный пакет, состоящий из нескольких подпрограмм, которые объединены общей оболочкой и охватывают собой все этапы музыкального производства; виртуальная софтверная студия.
Sample (сэмпл) - это записанный или сгенерированный звук, который затем используется в качестве инструмента или просто элемента звучания при музыкальном производстве.
Sampler (сэмплер) - программа, позволяющая записывать, собирать и обрабатывать сэмплы.
Synth (синтезатор) - программа, позволяющая генерировать сэмплы.
Sequencer (секвенсор) - сегодня так называют ПО или его часть, которое отвечает за запись, воспроизведение и редактирование данных в формате MIDI.
Mixing software (микшер) - в нашем случае мы имеем в виду ПО или его часть, которое отвечает за "смешивание" музыкальных рисунков, созданных при помощи секвенсора.
Также на протяжении всей статьи встречаются фразы "дружественный по отношению к пользователю", "стабильный" и т.п. Это неслучайно. Процесс создания музыки очень сложен сам по себе, так что дополнительная головная боль гарантирована в тех случаях, когда для полноценного использования отдельно взятого продукта требуется затратить усилия, равноценные, как минимум, выучиванию иностранного языка с нуля. Именно поэтому мы намеренно не стали упоминать, к примеру, Steinberg"s Cubase и Nuendo.
Кроме того, мы рекомендуем при выборе инструментария не забывать об аспектах, касающихся автоматизации. Сегодняшнее музыкальное ПО дает своим пользователям возможность автоматизировать буквально любой этап работы на лету. Это очень важно. В противном случае, велик риск превратить увлекательный и волнующий процесс творения в скучное и рутинное повторение одних и тех же действий без видимого результата.
И последнее: мы рассматриваем исключительно софтверную домашнюю студию без использования внешнего hardware. Разумеется, тот и другой подход хороши по-своему, но мы специально выбрали software-only из-за большей простоты его реализации и использования.
Samplers
Итак, у нас родилась идея, теперь нужно вытянуть ее из головы и превратить в звучание. Написать сразу симфонию, к сожалению, не выйдет. Придется обойтись на старте всего лишь одним инструментом, причем от выбора его зависит окрас и характер итоговой композиции. В нашем случае, будем пользоваться технологией сэмплирования. Здесь к нам на помощь придут сэмплеры и/или синтезаторы (об этом типе ПО чуть ниже).
Обычно для работы с более-менее простыми вещами хватает ресурсов встроенных в music production platforms сэмплеров. Но по мере возрастания комплексности поставленных задач наличие внешнего сэмплера желательно, а иногда и вовсе необходимо. Чаще всего это происходит, если мы имеем дело со сложным в плане компьютерного воспроизведения инструментом, например, сэмплированной гитарой или набором барабанных сэмплов.
Kontakt
Разработчик: Native Instruments
Сайт: http://www.native-instruments.com
Получивший огромное количество наград, этот сэмплер дает пользователям широкий спектр возможностей: 5 режимов сэмплирования, 30 фильтров и эффектов, работа с 3D-звучанием на 16 каналов, поддержка собственных скриптов, универсальные алгоритмы импорта звуков в любых форматах.
П.С.: "Отличная программа. По сути, является многофункциональной студией сэмплирования. Дает возможность применения к каналам различных базовых эффектов, но в хорошем качестве. Главная проблема Kontakt заключается в том, что приемлемого уровня автоматизации иногда очень трудно достичь".
Battery
Разработчик: Native Instruments
Сайт: http://www.native-instruments.com
Поставляемый в комплекте с 32 барабанными наборами, этот сэмплер имеет компактный и даже минималистский интерфейс, что, впрочем, не сказывается на его возможностях. Особенно хорош при использовании внешнего MIDI-контроллера. Но порой слишком требователен к системным ресурсам.
П.С.: "Один из лучших барабанных сэмплеров, что я когда-либо использовал, но имеет тот же минус, что и Kontakt".
EXSP24
Разработчик: emagic
Сайт: http://www.emagic.de
Концепцией этой программы заявлена формула "звук как скульптура", откуда и вытекает очень щепетильное отношение к каждому аспекту сэмплирования. Правда, это никоим образом не сказывается на внутренней логике продукта, которая понятна с первого знакомства.
П.С.: "Крайне стабильный и, пожалуй, самый дружелюбный по отношению к пользователю сэмплер. Рекомендую тем, кто любит грамотную автоматизацию, но, само собой, не в ущерб функционалу".
Halion
Разработчик: Steinberg
Сайт: http://www.steinberg.de
Дебютировал в 2001 году и с того времени прочно обосновался среди лидеров. Последняя на сегодняшний день версия - Halion 3 - понимает все известные звуковые форматы, имеет встроенный браузер коллекций и библиотек, корректно обращается с памятью и поддерживает аудиофайлы с частотой до 384 KHz.
П.С.: "Опять же, хороший многофункциональный сэмплер. Иногда наблюдаются необъяснимые проблемы технического характера, но они легко устранимы".
CDXtract
Разработчик: Safta Consulting Inc
Сайт: http://www.cdxtract.com
Это не сэмплер в привычном понимании, а скорее удобный каталогизатор и конвертер уже готовых звуков. Умеет искать файлы по ключевым словам и не зависит от используемой операционной системы.
П.С.: "Обязательная утилита при работе с сэмплами. Этим все сказано".
Synths
Как правило, у человека, занимающегося созданием музыки на компьютере, со временем появляется желание или необходимость выйти за рамки звучания традиционных инструментов, и тогда, не найдя подходящих вариантов в Интернете, он включает синтезатор. Так же как и в случае с сэмплерами, надо пытаться использовать возможности синтезаторов, встроенных в music production platforms, по максимуму и обращаться к внешним программам лишь в крайних случаях.
Absynth
Разработчик: Native Instruments
Сайт: http://www.native-instruments.com
Как и всем продуктам от Native Instruments, Absynth свойственен некоторый пафос при общении с пользователем, но, как бы то ни было, это не сказывается на возможностях программы: 9 источников звука, более 1000 пресетов, 14 типов фильтров, множество эффектов, включающих в себя реверберацию, echo, pipe, mutli-tap.
П.С.: "Один из лучших синтезаторов на рынке. Absynth - это решение "все в одном", позволяющее действительно творить чудеса".
Minimosta
Разработчик: Gmedia Software
Сайт: http://www.gmediamusic.com
Это одна из многих софтверных версий популярного аналогового синтезатора Minimoog. Перечислить все характеристики этой программы одним абзацем нереально, поэтому приведем слова разработчиков, так характеризующих свое творение: "эмулятор Minimoog на стероидах". От конкурентов его отличает правильный, на наш взгляд, подход: не простое копирование оригинала, а заметное расширение его возможностей.
П.С.: "Главный плюс очевиден: в качестве фундамента используется классный аналоговый синтезатор, но помимо этого можно автоматизировать практически каждый элемент".
impOSCar
Разработчик: Gmedia Software
Сайт: http://www.gmediamusic.com
Еще один синтезатор от Gmedia. Еще одна переработка. Только на сей раз в роли "предка" выступает OSCar, выпущенный в 80-х годах и использовавшийся в работе такими грандами, как Ultravox, Jean-Michel Jarre, Stevie Wonder, Underwold и Orbital. Все хорошее составлено и, как обычно, дополнено.
П.С.: "Очень простой, но в то же время при грамотном использовании может дать неожиданные результаты".
Vanguard
Разработчик: ReFX
Сайт: http://www.refx.net
Функционально богатый с первого взгляда синтезатор на поверку оказывается пригодным лишь в ограниченном количестве случаев, связанных с производством определенного типа электронной музыки, но зато там он показывает себя настоящим чемпионом.
П.С.: "Хороший трансовый синтезатор".
Music production platforms
После того как мы нашли и подготовили все необходимые сэмплы, наступает время организовывать их в мелодии или ритмы. Тут нам понадобится секвенсор для создания музыкальных рисунков (паттернов, "patterns") и микшер для построения композиции из получившихся рисунков. Об этом стоит рассказать чуть подробнее.
Во-первых, рисунки - это крайне удобный и даже могучий в некотором смысле подход к музыкальному творчеству. Он хорошо знаком программистам, но для композитора, только что столкнувшегося с компьютером, в новинку. Имея дело с музыкальным ПО, нам всегда приходится разбивать композицию, условно говоря, на слои. Затем мы оперируем этими слоями, смешиваем их и видоизменяем.
Во-вторых, говоря "микшер", мы имеем в виду как раз смешивание слоев, а не работу с записанными в студии аудиотреками.
По сложившейся традиции, на базе секвенсора и микшера с добавлением везде разного количества функциональных надстроек обычно разрабатываются большинство music production platforms, с помощью которых можно работать, не обращаясь к другому ПО вообще. Хоть все продукты в этом сегменте рынка концептуально очень похожи, тем не менее, они разнятся, причем не только арсеналом дополнительных утилит, но и реализацией базовых частей.
FL Studio
Разработчик: ImageLine Software
Сайт: http://www.flstudio.com
Этот продукт не нуждается в представлении, ибо является одной из самых распространенных платформ; о ней знает каждый, имеющий хоть какое-то отношение к миру компьютерной музыки. Продается в нескольких комплектациях. Цена варьируется от $49 до $449, а желающим предлагается скачать демо-версию, которая не имеет функциональных ограничений за исключением запрета на сохранение проектов.
П.С.: "Известная Fruity Loops - одна из популярнейших платформ музыкального производства. С ее помощью можно решить как простые, так и максимально комплексные задачи. Ввиду дружелюбного интуитивного интерфейса Fruity Loops является идеальным вариантом для новичков, с помощью него легко осваиваются все фундаментальные принципы работы в области музыкального продакшена".
Live
Разработчик: Ableton
Сайт: http://www.ableton.com
От характеристик этого монстра особо впечатлительные личности рискуют упасть в обморок. Live дает возможность пользователям не просто заниматься сочинением музыки, а контролировать все мелочи, при этом не скатываясь в многочасовое кручение рычажков. Кроме этого, Live крайне востребован у людей, исполняющих электронную музыку на концертах, благодаря концепции работы с композициями в реальном времени.
П.С.: "Это случай, когда человек бросает вызов своей креативности. По-другому не скажешь. Live предлагает совершенно иной подход к компьютерному творчеству, имея в качестве основной концепции "живое" создание музыки. Правда, я бы рекомендовал браться за Live, только обладая некоторым опытом, иначе ничего путного не выйдет".
Reason
Разработчик: Propellerheads Software
Сайт: http://www.propellerheads.se
Суть этой программы можно передать словосочетанием "рабочая станция". Весь функционал разбит на девайсы (devices), которые соединяются между собой с помощью проводов в буквальном смысле слова. Reason явно придется по душе тем, кто обожает штекеры, контроллеры и прочий антураж настоящих студий. Впрочем, остальные тоже смогут по достоинству оценить интересные находки разработчиков.
П.С.: "Очень свежий взгляд на музыкальный продакшен. К сожалению, своеобразная архитектура программы, давая интересные преимущества, также накладывает кое-какие ограничения. На любителя".
Заканчивая тему платформ, добавим, что, наверное, каждый, кто знаком с компьютером более 10 лет, знает, откуда растут корни электронной музыки, - из трэкеров. На сегодняшний день в мире существует великое множество представителей этого программного сословия, и большинство из них бесплатны. Пожалуй, лучшие трэкеры были написаны еще под DOS, но уже имеют и Windows-адаптации. Мы рекомендуем обратить внимание на Milky Tracker (http://www.milkytracker.net) и, конечно же, Buzz (http://www.buzzmachines.com), который, по нашему мнению, является лучшим или, по крайней мере, самым близким к этой заветной цели трэкером.
Post production и эффекты
После того как композиция написана и сделана, приходит черед пост-продакшена, который, если провести параллели с живописью, является последним мазком в нашей картине. Порой эта стадия приносит гораздо больше веселья, чем само придумывание. Можно сидеть и выводить уровни часами до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое звучание.
Из ПО для пост-продакшена мы можем рекомендовать лишь один продукт - Adobe Audition (http://www.adobe.com). Он вырос из очень популярного когда-то аудиоредактора CoolEdit производства компании Synthrillium Software, которую в свое время купила Adobe. Концепция Audition с первого взгляда проста: Photoshop от мира аудио - и мы не можем не констатировать тот факт, что разработчики сделали действительно многое в данном направлении. Программа получилась очень стабильной, удобной, с множеством дополнительных настроек (например, редактор спектра), хорошо поддается автоматизации.
Пользоваться всевозможными эффектами также лучше во время пост-продакшена. Это объясняется тем, что они отбирают слишком много сис-темных ресурсов. Все программы, приведенные ниже, имеют поддержку DX и VST, так что проблем с их внедрением возникнуть не должно.
Список продуктов, работающих с эффектами, мы намеренно оставили без описаний, ограничившись лишь мнением Пею Солакова, так как сухое перечисление характеристик вряд ли сможет помочь в выборе такого инструмента: все индивидуально, - тем более, что каждая программа имеет демо-версию.
Waves Diamond Bundle
Разработчик: Waves
Сайт: http://www.waves.com
П.С.: "Включает в себя все распространенные эффекты, поэтому занимает далеко не самую последнюю позицию среди конкурентов".
Waves IR1
Разработчик: Waves
Сайт: http://www.waves.com
П.С.: "Возможно, лучший ревербератор на рынке".
Ozone & Spectron
Разработчик: iZotope Software
Сайт: http://www.izotope.com
П.С.: "iZotope позиционируют себя как лидирующего разработчика ПО для работы с аудио. В чем-то я готов с ними согласиться. К использованию рекомендуется".
OHMBoyz
Разработчик: OHMForce
П.С.: "Мой любимый delay".
Spektral Delay
Разработчик: Native Instruments
Сайт: http://www.native-instruments.com
П.С.: "Этот delay предлагает даже большие возможности, чем предыдущий. Для тех, кому интересны микроскопические детали звука".
Amplitube
Разработчик: IK Multimedia
Сайт: http://www.ikmultimedia.com
П.С.: "Обязательная программа, если в композиции планируется использовать гитару".
Analogflux Suite
Разработчик: Voxengo
Сайт: http://www.voxengo.com
П.С.: "Набор утилит, которые понадобятся в случае, когда возникнет желание привнести в музыку атмосферу аналоговых технологий".
Напоследок
Как было обещано, мы с Пею Солаковым формируем ряд наборов музыкального ПО для разных нужд.
"Бесплатный"
Buzz, свободно-распространяемые VST инструменты и эффекты, также огромное количество бесплатных сэмплов в сети.
П.С.: "Идеально подходит для тех, кто желает изучать и делать компьютерную музыку, не тратя при этом денег".
"Новичок"
FL Studio, Adobe Audition, Voxengo.
П.С.: "Хорош именно для новичков, которые планируют извлечь из процесса не только удовольствие, но и знания. Также возможно использование в сфере звукового и мультимедиа-дизайна".
"Электронный гик"
Reason, Adobe Audition, продукты от iZotope.
П.С.: "Подходит людям, интересующимся производством исключительно электронной музыки. Я рекомендую этот набор тем, кто хочет делать композиции в стилях house, techno и r"n"b".
"Расширенный"
Live, Adobe Audition, продукты от Waves, продукты от iZotope, MIDI-контроллер.
П.С.: "Этот набор придется по душе тем, кого увлекает структурная часть музыкального процесса. При желании можно добавить Reason или FL Studio".
И в качестве маленького дополнения к любому набору имеет смысл обзавестись программой Bhajis Loops (Chocopoolp Software, http://www.chocopoolp.com) для Palm PC, которая поможет тут же записать родившуюся идею в карманный компьютер, не рискуя ее забыть.
Автор: Анатолий Крысов