Steinberg The Grand - инструмент, звучащий как фортепиано. Ну, или почти как фортепиано. А может быть, и еще лучше. Во всяком случае, в отличие от своего деревянного собрата эти виртуальные "клавиши" со временем не начнут фальшивить, что позволит вам обходиться без регулярных и дорогостоящих визитов настройщика. Но этим преимущества The Grand не ограничиваются. Дело в том, что в его электронной памяти хранятся звуки, воспроизведенные на уникальных музыкальных инструментах и записанные в идеальных акустических условиях музыкантами и инженерами мирового уровня. Чтобы занимающий четверть комнаты типовой квартиры реальный инструмент звучал примерно так же, как The Grand, он должен стоить "от 415 000 рублей". Именно такая цена указана в прайс-листе фабрики фортепиано "Аккорд" (г. Калуга) для пианино "Бартоломео Кристофори". Этот именной инструмент позиционируется изготовителем как эксклюзивный. Калужское пианино начальной ценовой категории (и соответствующего качества) "Аккорд - 5М" обойдется вам "всего лишь" в 65 000 рублей. Для сравнения: лицензионный вариант Steinberg The Grand стоит чуть больше 7 000 рублей. Конечно, для извлечения этих волшебных звуков, кроме диска с программой и компьютера, потребуется еще и MIDI-клавиатура. Вашим пальцам хочется испытывать те же ощущения, которые вызывает соприкосновение с традиционной фортепианной клавиатурой? Это обойдется вам тысяч в шестнадцать рублей. Но семь полных октав полноразмерных и полновзвешенных клавиш с молоточковой механикой этих денег стоят (в качестве примера я рассматриваю MIDI-клавиатуру M-AUDIO KEYSTATION 88 PRO). Считаем: 65 000 - 16 000 - 7 000 = 42 000. Сэкономленных денежек хватит на очень и очень приличный компьютер, который в хозяйстве (причем, не только в музыкальном) всегда пригодится.
Какие-либо дополнительные комментарии излишни - The Grand следует слушать.
По своей сути Steinberg The Grand (на момент написания статьи актуальна вторая версия программы) -виртуальный звуковой модуль с сэмплерным банком объемом более 3,6 гигабайт. Это очень много, если учесть, что весь объем занимают только сэмплы фортепиано.
На первый взгляд панель The Grand 2 (рис. 1) не содержит ничего особенного: клавиатура и педали (софт, состэнуто и сустейн). Щелчком на листе с нотной партитурой открывается окно, в котором содержатся сведения о номере текущей версии плагина и имена его разработчиков. Повторным щелчком осуществляется возврат к панели The Grand.
Клавиши - не просто элемент графического оформления. Это виртуальная клавиатура, на которой можно "играть" с помощью мыши. В данном случае мышь не только выступает посредником между пальцами исполнителя и клавишами. Кроме того, она заменяет собой и ноги пианиста: мышью можно "нажимать" на педали.
Вообще говоря, на панели The Grand нет ни одного случайного элемента. Даже "позолоченный" замочек при деле. Щелчком на нем можно закрыть клавиатуру крышкой, а повторным щелчком - вновь сделать клавиши доступными. Самые интересные элементы расположены "на полу". Лишь пять кнопок, но за ними столько всего таится!
Левой кнопкой выбирается одна из двух моделей фортепиано. Таким образом, в вашем распоряжении оказывается не один, а два инструмента, каждый со своим характерным звучанием. Нажатие кнопки Model 1/ Model 2 вызывает перезагрузку сэмплов. Этот процесс занимает некоторое время и отображается на прогресс-индикаторе, в который превращается центральная часть клавиатуры.
Кнопку Eco Mode есть смысл нажать в том случае, когда программа установлена на не очень производительном компьютере. Ею включается режим, обеспечивающий экономию ресурсов компьютера. Из алгоритма обработки при этом исключается моделирование тонких свойств клавиш, струн, педалей и механики фортепиано. Конечно, естественность звучания инструмента при этом ухудшается. Кнопка Eco Mode дублируется одноименным флажком в окне Global Options.
Инструмент The Grand 2 Model 1 занимает порядка 1,7 гигабайт, а The Grand 2 Model 2 - даже несколько больше. Столь большой объем данных ни у кого не должен вызывать удивления: ведь каждой клавише соответствует свой многослойный сэмпл. Это позволяет воспроизводить бесчисленное количество оттенков звучания, соответствующих различной динамике нажатия клавиш. Существенная часть сэмплов загружается в оперативную память, что обеспечивает минимальное время реакции синтезатора на нажатие клавиши (не случайно рекомендованный объем оперативной памяти составляет 1024 MB). Для других виртуальных инструментов и других приложений Windows памяти может не хватить. На этот случай предусмотрена кнопка RAM SAVE, которая позволяет разумно распоряжаться имеющейся оперативной памятью. А пользоваться кнопкой нужно так. Нажмите ее перед тем, как начать воспроизведение трека, на котором записана MIDI-партия, предназначенная для исполнения The Grand 2 (трека, к которому инструмент подключен). Кнопка "замигает". Плагин готов к анализу содержимого MIDI-трека. В программе-хосте (например, в Steinberg Cubase SX) включите воспроизведение, а когда партия фортепиано закончится - остановите его. В итоге плагин запомнит, какие именно сэмплы были задействованы при исполнении анализируемой партии. Остальные сэмплы на данном этапе не нужны. Их можно выгрузить из памяти. Соответствующий запрос появится после того, как вы повторно нажмете кнопку RAM SAVE (она перестанет мигать). Если вы подтвердите свое решение, то память будет освобождена от лишних сэмплов. Когда потребуется вновь использовать все сэмплы, щелчком правой кнопки мыши откройте контекстное меню и установите в нем флажок Reload Samples (from RAMSave).
Кнопкой ROOM OPTIONS открывается окно (рис. 3), содержащее элементы управления параметрами модели пространства, в котором "расположен" инструмент. На художественно оформленном координатном поле находится рояль, который можно перемещать не только налево/направо, но и вперед/назад. Последнее имеет смысл делать, если сведение осуществляется в surround-формате. В этом случае нужно предварительно установить флажок Surround. При работе со стереозвуком установите флажок Ambience, чтобы активизировать регуляторы уровня реверберации (Amount), размера помещения (Roomsize) и времени предварительной задержки звукового сигнала (Predelay). Регулятор Quality позволяет подобрать оптимальное для вашего компьютера сочетание затрат ресурсов и качества обработки звукового сигнала пространственными эффектами (Efficient - экономия ресурсов, Best - наилучшее качество).
В раскрывающемся списке Presets вы найдете несколько заводских пресетов, а с помощью кнопок, помеченных знаками "плюс" и "минус", сохраните или удалите пресеты собственные.
Расположенной в правой нижней части панели The Grand кнопкой GLOBAL OPTIONS открывается одноименное окно (рис. 4), предназначенное для выполнения общих настроек. В группе KEYBOARD SETTINGS собраны параметры, имеющие отношение к обработке информации о скорости нажатия MIDI-клавиши. В The Grand обработке параметра Velocity придается особое значение - профессиональный пианист должен комфортно себя чувствовать при игре на MIDI-клавиатуре. Наиболее заметным элементом является координатное поле с графиком зависимости выходного значения velocity от входного. Т. е. при поступлении сообщение о нажатии MIDI-клавиши параметр velocity преобразовывается в соответствии с графиком. Вы можете изменять форму этого графика с помощью мыши или воспользоваться кнопками, расположенными справа от графика.
Под координатным полем имеются элементы для сохранения пользовательских пресетов графиков преобразования Velocity.
Регулятором Keyboard Sens задается степень влияния параметра Velocity на громкость (динамический диапазон). Регулятором Master Volume задается общая громкость.
В группе PERFORMANCE собраны различные настройки The Grand, которые производители посчитали нужным поместить в отдельную группу.
* Voices - полифония; * Disk Streaming и Free Memory - баланс нагрузки на дисковую систему и оперативную память; * Quality - качество звучания (Efficient - экономия ресурсов, Best - наилучшее качество).
В группе SOUND выбирается характер звучания The Grand:
* Natural - натуральный; * Soft - мягкий; * Bright - яркий; * Hard - жесткий.
Если снят флажок Eco Mode и тем самым отключен экономичный режим, то можно включить моделирование ряда эффектов, характерных для звучания реального фортепиано, и отрегулировать их уровень:
* True String Release - правдоподобное звучание струн в фазе освобождения; * True Sustain Resonance - естественное звучание резонанса в фазе поддержки и его уровень; * True Hammer Release - звучание молоточков, ударяющих по струнам; * Key Sound - призвук, возникающий при ударе по клавише; * Damper Pedal Sound - призвук, возникающий при нажатии педали.
Включение режимов, начинающихся со слова "True" означает подгрузку соответствующих сэмплов, наиболее точно передающих особенности звучания реального фортепиано.
В группе Tunning собраны параметры, имеющие отношение к настройке Grand Piano по высоте тона:
* Master Tune - общая подстройка высоты тона; * Well Tempered Scale - настройка в соответствии с наиболее распространенным равномерно темперированным строем; * Concert Grand Scale - настройка в соответствии со специфическим строем, оптимизированным для концерта с оркестром.
Конечно, не стоит рассматривать The Grand как замену реальному инструменту для "живой" игры. Но если стоит задача записи композиции, в которой имеется партия фортепиано, то более эффективного пути ее решения, чем применение программных сэмплеров (The Grand, в частности) не существует.
Автор: Юрий Петелин
|